5 декабря 2024 г. в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) состоялось совещание, инициированное администрацией Оймяконского улуса. Главный вопрос: возможно ли включение Оймяконского района в состав Арктической зоны Якутии, и какие шаги необходимо предпринять, чтобы прекратить отток населения из улуса. К слову, с 2010 по 2023 г. численность жителей Оймяконья, только по официальным данным, снизилась на 24,8 %, т.е. с 10 тыс. до 7,6 тыс. чел.
В работе приняли участие министр МинАрктики РС(Я) В.Н. Черноградский, руководство Оймяконского улуса, в т.ч. глава А.С. Оконешников, начальник Якутского управления гидрометслужбы Л.И. Мурашко, д-р социол. наук, проф. кафедры народной художественной культуры АГИКИ У.А. Винокурова, д-р юрид. наук, профессор кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова Т.С. Иванова, научный сотрудник лаборатории криогенных ландшафтов Института мерзлотоведения СО РАН Р.Н. Иванова, д-р географ. наук, зам. директора по научной работе Института мерзлотоведения А.Н. Федоров, канд. биол. наук, старший научный сотрудник лаборатории клинико-популяционных и медико-социальных исследований ЯНЦ КМП С.С. Слепцов и другие, а также представители прессы.
Безусловно, подход к вопросу был комплексный. Например, начальник управления культуры Оймяконского улуса А.С. Сивцева выступила с докладом об основных проблемах жителей, проведенной руководством улуса работе по продвижению бренда полюса холода и нынешнем состоянии туристической отрасли. Ученые-мерзлотоведы и представители Гидрометслужбы были солидарны во мнении, что по всем климатогеографическим показателям улус является одним из самых суровых для проживания мест в Северном полушарии и вполне обоснованно может быть включен в состав АЗ РС(Я).
Сотрудник нашего научного центра рассказал об основных показателях здравоохранения и заболеваемости социально значимыми заболеваниями в улусе. Например, было доложено, что в среднем с 2010 по 2021 г. коэффициент смертности оймяконцев превышал аналогичный показатель по региону на 53,7 %, а по данным за 2022 г., заболеваемость (на 100 тыс. нас.) активным туберкулезом в улусе превышала среднереспубликанские показатели в 1,6 раза, ВИЧ-инфекцией – в 2,3 раз, внебольничными пневмониями – в 2,4 раза, ветряной оспой – в 4,3 раза, хроническим гепатитом В – в 3,7 раза, хроническим гепатитом С – в 4,5 раза, энтеровирусными инфекциями – в 14,9 раза.
Большой интерес участников совещания вызвали результаты медико-социального исследования, проведенного ЯНЦ КМП совместно с СВФУ им. М.К. Аммосова в мае-июне 2023 г., с целью выяснения удовлетворенности жителей Оймяконского улуса качеством медицинской помощи и определением роли последней в проблеме миграционного оттока населения. Тогда анкетированием охватили 290 жителей улуса (1-я группа) и 150 чел., ранее уехавших из Оймяконья (2-я группа).
Большинство опрошенных в 1-й группе являлись людьми трудоспособного возраста и имели высшее или среднее профессиональное образование. Согласно полученным данным, в этой группе значительная часть респондентов (42,8 %) планировала переезд в другой улус или город, а у 32,8% подобное желание возникло периодически. Доля тех, кто не собирается покидать Оймяконский улус, составила 20,7 %, или 60 чел., из которых только 12 чел. указали, что их полностью устраивает нынешнее положение. У остальных данный выбор обусловлен страхом изменить привычный образ жизни или работу, семейными обстоятельствами, финансовыми трудностями. Средний возраст респондентов, желающих уехать, был достоверно ниже и составил 45,9 ± 1,0 года, а тех, которые желают остаться – 52,7 ± 1,6 года (p < 0,001). Как отметил С.С. Слепцов, основной причиной переезда респонденты назвали, во-первых, неудовлетворенность качеством медобслуживания, во-вторых, желание дать детям более хорошее образование. У респондентов 2-й группы, уехавших до 2000 г., только 5,3% указали, что их не устраивало медобслуживание в районе, тогда как у уехавших в 2001-2023 гг. этот показатель возрос до 24,3 %. Несмотря на то, что у 87,2% уехавших остались в районе близкие родственники, лишь 6,7% полагают, что позднее вернутся на родину вне зависимости от обстоятельств и только 3,3 % сожалеют, что уехали. Таким образом, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на проблеме народосбережения, иначе вся остальная деятельность может стать бессмысленной. Важно указать, что в настоящее время проблемам Арктической зоны России и Якутии уделяется большое внимание, на стадии разработки много научных проектов, в отдаленные арктические села далеко уже не первый год выезжают научные экспедиции медработников, и, как правило, Оймяконский улус остается всегда в стороне. Поэтому мы уверены, что включение улуса в состав Арктической зоны могло бы внести определенный положительный вклад в решение некоторых описанных проблем.
Прозвучали и другие мнения касаемо главного вопроса совещания, в т.ч. о необходимости присвоения Оймяконскому улусу статуса особой территории Дальневосточного федерального округа.
Общее мнение участников совещания выразила Ульяна Алексеева Винокурова. Известный общественный деятель подчеркнула, что к настоящему времени учеными собрана вся необходимая климатогеографическая, юридическая и медико-социальная информация, являющаяся железным обоснованием для пересмотра нынешнего статуса Оймяконского улуса, демографическую ситуацию в котором можно назвать, без преувеличения, бедственной. Поэтому целесообразным является продолжение данной работы, но уже на федеральном уровне и для этого необходимо подготовить комплексное обоснование для включения Оймяконского улуса в состав АЗ РС(Я) с привлечением научных работников разных специальностей и направить данный документ на рассмотрение в Совет Федерации.